Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких-либо истин, чем делать это без всякого метода.
Рене Декарт
Каждый человек в течение суток обрабатывает огромное количество информации, а практически каждое его действие сопряжено с каким-то выбором. И всегда важно не прогадать!
Конечно, вопрос: «Что приготовить/заказать на ужин?» — не требует большой самоотдачи. Но если дело касается решений, важных для бизнеса, в ход идут всевозможные методики просчета рисков, анализы успеха, мониторинги… — и все равно не факт, что дело выгорит.
Так как же все-таки достичь какой-то гармонии в подобных ситуациях и упростить процесс принятия решений?
Техник для этого уже достаточно много, но сегодня мы поговорим о так называемом «Квадрате Декарта». Чья разработка принадлежит французскому математику, философу, физиологу Рене Декарту. (Список его научных интересов можно долго продолжать, советуем прочесть биографию, весьма любопытно).
Что это такое?
Квадрат Декарта — это техника принятия решений, требующая небольшого количества времени, и позволяющая сократить наименее значимые критерии выбора, отсеять их в угоду самым перспективным. Также Квадрат Декарта помогает оценить последствия каждого из возможных выборов и сравнить их.
Недостаточно продумать только лишь «за и против» вашего решения. Вы можете упустить в таком случае массу нюансов. А вот рассмотреть проблему с 4-х сторон: расписать «плюсы и минусы» принятия решения и то же самое с отказом стоит хотя бы ради своего дальнейшего спокойствия. Чтобы вас потом не донимали мысли: «А что если?..» Ведь история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.
Как использовать Квадрат Декарта?
Для того, чтобы воспользоваться техникой, достаточно бумаги с ручкой или заметок в телефоне/google-документа/страницы в Word и т.д.
Все, что нужно, это максимально детально и честно ответить на 4 главных вопроса и занести их в таблицу (квадрат). Так как вы заполняете для себя, то стоит писать не только голые факты и цифры, но и ваши сомнения и желания также.
Пример заполнения. Предположим, вы хотите начать бизнес, но сомневаетесь. Берете и расписываете все «плюсы и минусы» вашего решения и нерешения.

Что будет, если это произойдет?
Что будет, если это НЕ произойдет?
Чего НЕ будет, если это произойдет?
Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет?
То же самое можно проводить с вопросами масштабирования, принятия/увольнения сотрудников, изменений в тайм-менеджменте, необходимости в зарубежных конференциях и т.д.
Если бы мне отвели час для спасения мира, я бы потратил 55 минут на анализ проблемы и 5 – на ее решение.
Эйнштейн.