Конфликт это столкновение двух и более сторон, в процессе которого происходит борьба за какой-либо ресурс. Незначительный ситуативный конфликт (даже в котором ты одержал видимую победу) может перерасти в затяжную войну, ежедневно отравляющую жизнь (вряд ли тебе стоит тратить на это время и силы). Чаще всего конфликт проявляется в речевой агрессии, поскольку переживания и эмоции – всегда сильный мышечный зажим, и прежде всего в области гортани. Как следствие – крик, неадекватная реакция, сильный стресс, эмоциональное вовлечение в конфликт все большего числа людей. По отношению к начальнику и коллеге такого же ранга стратегии выбираются разные, но действовать нужно исключительно по ситуации.
Первый и самый главное – осознание конфликта. Научись рационально оценивать ситуацию. В тот момент, когда ты осознаешь, что назревает именно конфликт, ни в коем случае не подключай эмоции.
Часто стадии конфликта видны, но иногда стадии сливаются, или переход от одной к другой является таким быстрым, что ниже я буду рассматривать лишь способы выхода из стадии (от простых, к более сложным).
Часто мы сами виноваты в конфликтах, к примеру, ты не успел в срок сдать важный отчет. В таком случае лучше всего в начале дня подойти к начальнику и сказать: «Я понимаю, что может произойти конфликт, но у меня произошла такая-то ситуация». И объяснить причины. Такая риторика может предупредить начало «войны». Поскольку причина каждого конфликта – какой-либо инцидент или раздражающий фактор, старайся разобраться, что происходит.
Используй фразы согласия, понимания и благодарности:
Если нужно время, можно уйти с линии атаки с помощью фраз:
Если позволяет ситуация, выйди на какое-то время из помещения, даже если ты в кабинете начальника. Далее, пройдись по коридору, если есть возможность, умойся холодной водой – чтобы нейтрализовать агрессию внутри себя, хотя бы на пару минут переключись на ряд отвлеченных физических действий.
Воспользуйся несложной манипуляцией сенсорного переключения. «Случайно» урони ручку, закашляйся, можешь сказать что-то абсолютно отвлеченное, например: «У нас так душно в помещении…» Так агрессия не достигает цели.
Когда в твой адрес из уст начальства сыплются обвинения (иногда не беспочвенно) - соглашайся по всем статьям (здесь важно не переиграть и контролировать свои эмоции). А затем попроси о помощи: «Мне тяжело, потому что…», «Я очень переживаю, подскажите, что мне нужно исправить», «дайте совет» и т.д. Задавай уточняющие открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, они спасают ситуацию. Хорошая формула: спросить - выслушать - поблагодарить.
Используй уточняющие вопросы, например если к тебе излишне придираются или говорят, что ты плохо выполнил работу – спрашивай, что именно ты не сделал, уточняй: «Что именно я не сделал, я хочу разобраться, я вас прошу». Помни, что управляет конфликтом тот, кто задает вопросы. Если незаслуженно обвиняют в том что ты плохой работник - уверенно приступай к атаке вопросами: «Если я плохой работник, почему Вы именно сейчас об этом говорите мне?», «Почему я плохой работник, объясните пожалуйста».
Вместо того, чтобы обвинять, передавай свои чувства. Например, говори: «Я чувствую дискомфорт» вместо: «Вы придираетесь ко мне, вы мне мешаете, вы сплетничаете и т.п.» . Если это выяснение отношений, говори: «Я переживаю, мне сложно», «Я чувствую дискомфорт», «Я хочу разобраться в ситуации», «Я хочу узнать». Очень важна ПОДСТРОЙКА к переживанию человека, который инициирует конфликт. Если это начальник, произноси фразы: «Да, меня это тоже расстраивает», «Да, к сожалению, это ошибка, я тоже так считаю». Также крайне важно умение слушать и ставить себя на место человека, слышать не столько, ЧТО говорит человек, а думать, ПОЧЕМУ он говорит именно так.
Кстати, многие конфликты и вправду можно свести на нет с помощью беседы за чашкой чая. С коллегой, который, по твоему мнению, питает к тебе неприязнь, лучше всего поговорить начистоту и задать ряд вопросов. К примеру: «Что во мне вас раздражает? Давайте разберемся». Так конфликт переводится в конструктивное русло и, по мнению психологов, - это самый цивилизованный способ поведения. Важно найти удобный момент и поговорить по душам, так в некоторых случаях мы еще и учимся анализировать свои ошибки.
Запомни, главное в любой конфликтной ситуации - ты должен излучать спокойствие. В этом тебе поможет:
Действия способствующие сглаживанию конфликта
Следующая последовательность действий, который выполняет оппонент, почти всегда говорит о том, что конфликт решен:
Очень важно, чтобы:
Есть слова и темы, которые способны разжечь хронический конфликт: политика, социальный статус, религия, национальность, даже возраст... Старайся не затрагивать «острые» темы на благодатной конфликтной почве. К примеру, в обществе женщин с проблемами в личной жизни желательно поменьше хвастать идеальным мужем, а в обществе мужчин высоким материальным положением.
Список «предостережений» ты можешь составить сам, внимательно оценив атмосферу в коллективе. Кстати, если ты слышишь критика по делу - присоединяйся, говори слова поддержки, если позволяет ситуация, переходи на комплименты. Излишние придирки - иди в атаку уточняющим открытыми вопросами. Но самое главное – добивайся внутреннего спокойствия. И уж, конечно же, никогда не позволяй себя втягивать в «дружбу против кого-то».
Ниже опубликованы действия, которые способствуют разгоранию конфликта
Теперь попробуйте отнести себя к одному из типов конфликтных личностей (в таблице названных - клиентом)
Комментарии
(Ну а если проще то это "Алкоголик"дорвавшийся до власти и у него перед глазами одни деньги).Ну понятно же, что никто не в силах понять настроение "Алкаша" Есть много и других психологических приемов - как ухода с линии атаки так и вход в контратаку-здесь очень важно то что мы сами себе можем позволить(Т.Е набор приемов) по отношению к кому то.И очень важно не использовать один и тот же приём слишком долго.Это как в "Каратэ" если противник понял что твой арсенал слишком мал-то он тебя вычислит и ты как нибудь получишь по сопатке не ожидая удара.Думаю что нужно развивать чувство артистизма и постоянно менять тактику поведения сбивая шаблон атаки-Это шокирует начальство а мне например это и нужно.Пока он в шоке я спокойно работаю.Да согласен не каждому это дано-но если пошла такая "Чумарга" лучше учиться и учиться побыстрее потому что эта "Чумарга" по всей стране.Смена работы(По моему опыту)ни чего не меняет.Учитесь ставит себя на место начальника-вычислять его алгоритм поведения-строить на этом свои шаблоны защиты и атаки.Не нужно заниматься стратегией-а вот тактику психологического боя изучит обязаны.И самое главное -Знайте что "Вы"всегда найдёте себе другую работу-А вот с начальниками другая картина-они не могут себе позволить такую роскошь.Главное всегда и везде вести себя уверенно а не как жертва.
"Злость лучше чем отчаянье"-Первое и главное правило рукопашного боя.
=)))