Экранная типографика

Хочется тебе того или нет, но с правилами типографики тебе придется считаться. Если раньше заказчик мог не заметить или простить, например, ошибки набора текста, то теперь такой номер не прокатит.

ТИПА, ГРАФИКА ?

Для начала неплохо было бы разобраться с самим понятием типографика. Ты когда-нибудь работал в типографии или в издательстве? Есла да, то таких, как ты, немного, поэтому все-таки о специфике верстки печатных изданий рассказать нужно. Итак, типографика это графическое оформление печатного текста посредством набора и последующей верстки, а также проектирование внешнего вида печатного произведения. Понятие довольно растяжимое: С одной стороны, к работающим в типографике относят себя вездесущие и суетливые авторы, наборщики текста, а также добрая братия редакторов, с другой стороны - команда художников-оформителей и иллюстраторов, проектировщиков шрифтов и, конечно же, верстальщиков. Так же широко определение экранной типографики. Впервые этот термин стали употреблять после появления в продаже мониторов (время возникновения термина легко определить, правда?). Использовавшиеся до этого эпохального события методы верстки, шрифты и каноны оформления печатных изданий были жалкие. Опытные дизайнеры посмотрели на все это безобразие, позволили себе по одной скупой мужской слезе, почесали репу и решили, что с этим нужно что-то делать. Еще бы: кушать-то хочется :).

В ЧЕМ ФИШКА?

Экранная типографика, унаследовала кое-что от своей бумажной предшественницы, но несмотря на это во многих отношениях уникальна. На первый взгляд, ее особенности не очевидны, значит, нужен второй взгляд. Например, размер монитора и используемое на нем разрешение устанавливают целый ряд ограничений для виртуальной страницы, ее потенциального размера и пропорций. Дисплей это не холст, и на нем кроме текста, иллюстраций и оформления должны постоянно отображаться элементы управления, без которых как без рук. Бумажные. шрифты содержат слишком много мелких элементов, имеют сложный рисунок, плохо выглядят на мониторе, не обеспечивают различий между символами при низком разрешении экрана, поэтому и не используются при подготовке печатных изданий на компьютере. Дизайн и эргономика шрифтов. это отдельный разговор, слишком длинный для такой статьи. Однако если ты всерьез решил заняться дизайном, то работать со шрифтами придется очень много. В серьезных проектах отделаться лишь Times-ами и Verdana не получится. Для конкретного заказа необходимо подобрать или разработать такой шрифт, который влился бы органично в стиль и концепцию дизайна. Не последнюю роль играет разумное структурирование данных, грамотная компоновка теста и графических изображений, обеспечение эргономичности. Шаблоны, принятые в книгопечатании, далеко не всегда подходят для электронных изданий. Несмотря на то, что дизайн шаблонов не терпит, до сих пор существуют некоторые законы, не позволяющие дизайнеру превратить разрабатываемую веб-страничку в непонятную, хотя и оригинальную свалку гиперссылок, текста и иллюстраций. Веб-типографика тоже отдельная тема. Ее слабое место - невозможность обеспечить полное соответствие того, что видит во время разработки сайта дизайнер, тому, что предстанет перед глазами конечного потребителя. Каждый браузер интерпретирует HTML по-разному, отсюда и проблемы. Типичный пример, небезызвестный музыкальный сервер www.rmp.ru, несовместимый в сексуальном отношении с Opera. Врожденно.

ЛИКБЕЗ ПО ЭКРАННОЙ ТИПОГРАФИКЕ

Возможно такое возмущенное возражение в мой адрес: "Черт подери! О чем это он?!" Экранная типографика - это же правила набора текста. Я с этим согласен, но только частично. Зачем нужно было изобретать новый термин, если он не нес в себе никакого нового смысла? Абсолютное большинство правил набора и оформления текста, за исключением нескольких связанных со спецификацией языка HTML, были составлены в обычной типографике. Несколько лет назад в интернете было одновременно опубликовано несколько статей с одним и тем же названием - Экранная типографика. Все они касались лишь правил набора текста, что и стало причиной распространения такого узкого понимания этого термина. Тогда Артемий Лебедев в своем знаменитом Ководстве. (www.artlebedev.ru/kovodstvo2/sections/ - читать всем!) описывал экранную типографику как специфику экранного чтения и русских типографских традиций, а также совместимость с разными платформами и кодировками. Предлагаю коснуться этих самых правил.

ЖИ-ШИ И ЧА-ЩА

1. Существует целый ряд правил, относящихся к кавычками. В русских текстах используются «елочки» или лапки. Что касается значка дюйма ("), то он применяется исключительно в исходных текстах программ, иногда в электронной переписке (на самом деле знак дюйма применяется так широко в электронных текстах потому, что его непостредственно можно набрать с клавиатуры в текстовом режиме (в консоли).
2. Тире это совсем не то же самое, что дефис. Хотя бы потому, что первое длиннее раза в два-три. Между ними существует разделение труда: тире, например, заменяет собой пропущенное слово, в то время как дефис чаще всего является связующим звеном сложных слов и знаком переноса.
3. В интернете часто используются знаки "знак охраны авторского права" © и "символ зарегистрированного товарного знака" ®. Писать их нужно именно так - комбинации (c) и (r) не годятся (опять же, в старых 7-битных кодировках этих знаков в помине не было.
4. Правильная расстановка переносов задача более сложная, чем может показаться на первый взгляд. Важно научиться оперировать неразрывными пробелами и дефисами, чтобы исключить ситуации разрыва слов с предлогами или частицами. Запомни: дефис на следующую строчку не переносится. Недопустимой считается и слишком маленькая последняя строка абзаца. Лихо? Не то слово, тем более что это лишь небольшая часть правил. Более полный вариант смотри, например, здесь. Рекомендую.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Честно говоря, когда я впервые ознакомился с правилами экранной типографики, я даже расстроился. Так много возни с вещами, на которые в повседневной жизни мало кто обращает внимание. Работы и так невпроворот, а тут еще к обеспечению достойного стиля, оформления и эргономичности дизайна прибавляется вылавливание ошибок типографики. Представь себе, что ты читаешь, например, электронный справочник только для того, чтобы убрать все лишние пробелы (пробел везде, где он нужен, должен быть единственным), расставить правильные кавычки, переносы, дефисы и тире. сайт источник http://yapro.ru Sat Jan 23 2010 16:26:27 GMT+0300Ты уже готов пережить сильнейшее экзистенциальное потрясение в своей жизни? :) Не спеши. Есть способ проще (например, воспользоваться услугами редактора, который почему-то нашел в этой статье двойные пробелы :). Существует масса программ, скриптов и онлайновых сервисов, которые способны исследовать текст на предмет ляпов в тексте и в случае необходимости их ликвидировать. Среди наиболее продвинутых сервисов - «Типограф» Артемия Лебедева (www.artlebe- dev.ru/tools/typograf), Типограф 1.4. (www.typograf.ru), Автотипографика (at.webcode.ru/online). Если все это не устаивает тебя по каким-то причинам, то можешь попробовать самостоятельно разработать подобный инструмент и подогнать его под свой вкус. Таким энтузиастам, как ты, могу порекомендовать проштудировать исходники, а также заглянуть в копилку регулярных выражений.

БЕЗ ТРУДА НЕ УТОПИШЬ И ТРАКТОР В ЛУЖЕ

Хочется тебе того или нет, но с правилами типографики тебе придется считаться. Если раньше заказчик мог не заметить или простить, например, ошибки набора текста, то теперь такой номер не прокатит. Требования стали значительно выше, а соблюдение правил типографики стало стандартом, де-факто.

Экранная типографика

Для тех, кто хочет не заморачиваясь подобрать себе шрифт, даем ссылку на сервис «Type Chart». На нем можно увидеть сразу, как будет выглядеть Ваш текст в разных шрифтах, размерах и других форматированиях.

Определить шрифт с картинки (распознать шрифт) можно с помощью сервиса «What The Font». Вы указываете ссылку на картинку или саму картинку в которой используется красивый неизвестный шрифт, сервис определяет шрифт.


09.07.2007 21:54